- 30 марта 2023
- 184
Оксана Ступникова: финансовая грамотность способствует формированию у граждан разумного финансового поведения
В начале декабря завершилось обучение более 1000 педагогов Северо-Кавказского федерального округа по программам финансовой грамотности, которое проводил Северо-Кавказский межрегиональный методический центр (ММЦ) по финансовой грамотности.
Руководитель Северо-Кавказского ММЦ, декан факультета
экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС
Оксана Ступникова рассказала об обучении педагогов, роли и значимости
финансовой грамотности в современном мире.
В 2011 году Министерство финансов РФ совместно с
Всемирным банком запустило проект «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности и развитию финансового образования», основной целью которого
являлось повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся
школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним
уровнями доходов). Результатом достижения данной цели должно стать то, что у
граждан сформируется разумное финансовое поведение, они смогут принимать
обоснованные решения и начнут ответственно относиться к личным финансам.
В 2016 году в рамках реализации контракта «Содействие в создании кадрового
потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в
области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке
их деятельности по распространению финансовой грамотности» были созданы
Региональные методические центры (позже ряд из них был преобразован в ММЦ),
основной целью которых является создание в регионе условий для развития
кадрового потенциала педагогов - учителей, методистов, преподавателей,
способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности учебные
программы и материалы, направленные на формирование компетенций в сфере
финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп учащихся учреждений
общего и среднего профессионального образования, детских домов и
школ-интернатов.
Реализация проекта началась в 2016 г. с 72-часовой ДПП ПК «Содержание и
методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям
обучающихся». В 2022 г. данная программа была пересмотрена, актуализирована,
приведена в соответствие с требованиями ФГОС. ФМЦ, который занимался данной
программой, разделил ее на 2 программы для разных категорий педагогов, выделив
в отдельную ДПП программу для учителей начальных классов «Содержание и методика
обучения финансовой грамотности детей младшего школьного возраста в
соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Также, в 2022 г. были переработаны дополнительные профессиональные программы
(повышение квалификации), направленные на использование учебных программ и
материалов по финансовой грамотности в школьных предметах (24 часа):
математика, обществознание, география, история, информатика.
Помимо этого, с июля 2020 г. была запущена и реализуется 36-часовая ДПП для
продвинутых педагогов по финансовой грамотности, которые активно проводят
занятия по финансовой грамотности, внедряют их в учебный процесс, на системной
основе участвуют во Всероссийских Неделях финансовой грамотности и пр.
В настоящее время повышение квалификации педагогов осуществляется в рамках
Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 –
2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
25.09.2017 № 2039-р. (далее - Стратегия). В соответствии с дорожной картой
Стратегии доля школ и СПО, вовлеченных в преподавание финансовой грамотности к
2024 году должна составить 100%, а количество педагогов, преподавателей и
консультантов-методистов, повысивших квалификацию должно составить 98 тыс.
В рамках базовой 72-часовой программы педагогические
работники совершенствуют профессиональные компетенции в области содержания и
методики преподавания курса финансовой грамотности различным категориям
обучающихся, что позволяет потом им, на своих уроках формировать финансовую
культуру у подрастающего поколения – детей, подростков и молодежи, являющихся
обучающимися образовательных организаций, входящих в систему образования
Российской Федерации. По 24-часовой программе обучаться могут только те
педагоги, которые ранее прошли обучение по 72-часовой программе, поскольку
основной целью этих программ является совершенствование профессиональных
компетенций педагогов в области обучения финансовой грамотности, формирования и
развития финансовой культуры детей на уроках географии, обществознания,
истории, математики, информатики.
Педагоги, активно внедряющие финансовую грамотность в своей деятельности
(урочной и внеурочной), имеют возможность обучиться по ДПП (повышение
квалификации) «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием
интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый
уровень)».
Всем педагогам, прошедшим обучение, периодически рассылаются анкеты, содержащие
вопросы о внедрении финансовой грамотности. За активное участие и внедрение
финансовой грамотности в образовательный процесс начисляются баллы. Прохождение
порогового значения дает возможность обучаться по 36-часовой программе.
Конечно, педагоги очень сильно загружены, им сложно.
Поэтому, в настоящее время разработано достаточное количество учебных пособий,
методических материалов, готовых проектов уроков, сценариев интерактивных
мероприятий, которые можно использовать в практической деятельности.
Сейчас показатели финансовой грамотности включили в
оценку качества управления региональными финансами, это стало мониторинговым
показателем. Так, одним из индикаторов, характеризующим открытость бюджетных
данных, является доля образовательных организаций, которые обеспечили включение
элементов финансовой грамотности в образовательные программы.
Северо-Кавказский ММЦ ежегодно взаимодействует с
региональными органами власти в сфере образования по потребности в обучении
педагогов, формату обучения.
Несмотря на то, что по оценкам экспертов уровень финансовой грамотности
последние годы вырос, останавливаться на достигнутом нельзя и необходимо и
дальше вести планомерную и системную работу по повышению финансовой грамотности
молодежи.