- 22 июля 2024
- 159
В старинных источниках упоминаются медовые пасеки черкесов, на которых собирали белый мед.
«Сплошной цветущий сад черешен, груш и яблонь представляли собой спускающиеся к лазурному морю хребты гор в эпоху черкесов. Сады эти давали пищу пчелам, приготовлявшим белый сахароподобный мед, об изумительных качествах которого писал еще в 1654 году итальянский путешественник Лаберти»,
– напишет в 1917 Виктор Христианович. Подробное описание адыгской пасеки сохранил Юлиус Клапрот в своем труде, который увидел свет после его путешествия по Кавказу в 1807 и 1808. Русская версия фрагмента увидела свет в журнале «Вестник Европы» в 1812. Предлагаем читателю перевод оригинального отрывка. Ольга Орлова
Черкесы уделяют большое внимание пчелам. Ульи они делают из плетеных ветвей, которые сверху покрывают смесью коровьего навоза и глины; они овальной формы, полтора фута в высоту, внизу же их диаметр не больше фута; улей ставят на круглый плоский кусок дерева. Его снимают, когда нужно удалить мертвых пчел или мусор, а также вырезать соты; внутри устроено как у нас*. В полутора сантиметрах выше нижнего края имеется отверстие не шире тела пчелы. Верхняя часть улья круглая и покрыта большими связками соломы для защиты от дождя.
В каждом улье вертикально размещено восемь-десять восковых лепешек. Зимой ульи ставят под крышу, те, что будут давать приплод в следующем году: обычно выбирают самых крепких и крупных пчел, которых помещают отдельно. В начале весны, то есть в конце марта или в первых числах апреля, пчелы начинают роиться, тогда их делят на два-три роя. Чтобы привлечь пчел, используют коническую шляпу из древесной коры, которая крепится к шесту длиной в четыре сажени и по концу которой беспрестанно ударяют маленькими деревянными палочками; затем пытаются поймать королеву и помещают ее в кусок тростника длиной с пальмовый лист, что помещается в середину нового улья, куда вносят молодой рой. Когда появляются лишние королевы, их убивают. Черкесы называют их pcheh, или княгини. Ульи остаются возле деревень до самого дня святого Иоанна**; в июле и августе, когда растения в степи засыхают, их переносят на невысокие лесистые горы; с приближением осени на арбах возвращают в деревню. Ульи, из которых хотят удалить воск и мед, ставят на дымящуюся солому, которая выкуривает пчел***. Удаляют из ульев медовые соты и растапливают в казане; мед остается внизу, а воск наверху остывает. Ульи обычно продают по две или три рубашки за штуку; у некоторых фермеров их до трехсот. Мед белого и желтого цвета, имеет превосходный вкус.
*Журнал «Вестник Европы» в русском переводе фрагмента дополняет рассказ словами: «кладется на крест две небольшие палочки»
**Рождество Иоанна Крестителя в Европе и день Ивана Купала по старому стилю – 24 июня, по новому стилю – 7 июля
***Журнал упоминает, что ульи при этом обкладывают грибами Lycoperdon Bovista и поджигают. С помощью данной практики происходило усыпление пчел на определенное время. В настоящее время этот гриб (Lycoperdon Bovista L., 1753) называется головач гигантский (Calvatia gigantea (Batsch) Lloyd, 1904)