- 26 мая 2023
- 192
Эксперт РАНХиГС о росте товарооборота между Россией и Китаем
Комментарий к новости: Товарооборот России и Китая в январе - марте вырос на 38,7%, до $53,84 млрд
Эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Рост показателей товарооборота между Россией и Китаем был прогнозируем. Он имеет как политические, так и сугубо экономические причины.
Если говорить о политических, то здесь следует сказать об установленных плановых показателях в $200 млрд товарооборота к концу года, которые были определены нашими лидерами, президентом Владимиром Путиным и председателем Си Цзиньпином. Эти цифры являются не просто экономическим ориентиром, а политическим показателей сближения стран и усиления экономической интеграции. ВО многом данный показатель является лакмусовой бумажкой, которая должна показать, насколько наши экономики действительно готовы к большей интеграции, и, что самое главное, есть ли экономический интерес к продолжению интеграционных процессов, в частности, и дальнейшему сотрудничеству в принципе.
Экономические причины кроются в прекращении ограничительных мер, связанных с пандемией ковида в КНР, и выходом китайской экономики из стагнации, вызванной долгосрочным простоем основных производственных мощностей. И сейчас китайское производство как никогда нуждается в ресурсах, которые наша страна готова предоставлять в нужном объеме, поскольку западный рынок, на который традиционно шла основная масса российского сырья, для нас сейчас закрыт. И закрыт надолго. Соответственно у наших поставщиков сырья есть стремление нарастить объемы поставляемых ресурсов в Китай, и тем самым заместить потери от недопоставки в Европу. У Китая также есть свой интерес. Во-первых, всего это возможность получать более дешёвые ресурсы. Прежде всего нефть. Что в современных реалиях, когда ОПЕК+ принял решение сократить объемы добычи, сам по себе термин «дешёвый ресурс» смотрится фантастичным. Но Китай имеет возможность для себя заморозить цену на приемлемом уровне, что создает для него существенные конкурентные преимущества.
Во-вторых, уход западных компаний из России освободил рынок. При том российский рынок является достаточно большим по объему, перспективных в плане развития и объёмов возможной прибыли, и, что самое главное, есть возможность занять его всерьез и надолго, тесно связав наши страны экономически за счёт совестных производств, и объемов поставляемой китайской промышленной продукции. К этому добавляется та продукция, которую Китай поставляет в Россию по параллельному экспорту. Также, наращивание доли китайского бизнеса в совестных производствах и открытие своих филиалов и дочерних компаний внутри России, приводит к увеличению объемов, поставляемых для данных производств комплектующих.
При этом, сейчас между нашими странами начинает выстраиваться та же система координат, что существовала с Европой. Речь о повышении курса юаня по отношению к рублю. А многие расчёты мы стали вести именно в юанях. Такое повышение делает поставку Китайских товаров в Россию более прибыльны. Но оборотной стороной монеты является фактическое повышении стоимости наших ресурсов, что позитивно для российского бюджета.
При этом приход Китая на российский рынок важен для обеих держав. Мы восполняем потери от ухода европейских, североамериканских и части азиатских поставщиков и производителей. Китай получает полноценный рынок сбыта. В условиях турбулентности экономики стран ЕС и США, может сложиться так, что именно наш рынок станет для Китая более приоритетны и прибыльным. Опять же, нельзя списывать со счетов тайваньский вопрос, который едва ли будет иметь мирное разрешение, что грозит Китаю санкциями, аналогичными тем, которые были введены по отношению к нам. Наличие стабильных экономических связей с нашей страной позволит во многом избежать их потенциального разрушительного воздействия.
В итоге, у наших стран есть взаимный экономический интерес друг в друге. И есть потенциал к дальнейшему усилению экономического сотрудничества и интеграции наших рынков. А тот фактический экономический союз, который мы долгие десятилетия выстраивали с ФРГ, и который был бессмысленно уничтожен в один миг, мы можем успешно реализовать и уже по сути реализуем с КНР. И прочность этого союза будет на порядок крепче, чем с Германией, поскольку, в отличие от последней, Китай является суверенной державой, отстаивающей прежде всего свои экономические интересы, а не интересы третьих стран.