- 27 марта 2023
- 220
Об ответственности за неуплату средств на содержание детей рассказал доцент СКИ РАНХиГС
Экспертное мнение доцента кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Артур Симонян.
Обязанность родителей заботиться о детях закреплены Конституцией Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 38), но и в ряде международных актов, к которым относятся – Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), ряд законодательных актов Российского национального законодательства, а именно: Семейный Кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также Уголовный кодекс Российской Федерации, который в частности предусматривает ответственность за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136 УК РФ); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157 УК РФ).
Помимо этого, как указано Верховным Судом РФ по итогам недавно прошедшего Пленума в принятом Постановлении от 22.12.2022 № 39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)», в интересах обеспечения выполнения алиментных обязательств, установленных Семейным кодексом Российской Федерации в отношении детей и предупреждения противоправного поведения лиц, уклоняющихся от выполнения этой обязанности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом применение уголовного закона является исключительным средством реагирования государства на неисполнение или нарушение алиментных обязательств.
Пленум, в частности, обратил внимание, что уголовная ответственность по статье 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например, нерегулярные или незначительные платежи. Если же невыполнение им алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.
При этом причины неуплаты алиментов или уплаты алиментов не в полном размере в каждом конкретном случае подлежат установлению и оценке с установлением мотивов, по которым с учетом установленных конкретных фактических обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения виновного, причины, по которым им нарушались алиментные обязательства являются уважительными либо нет.
Также Пленум обратил внимание, что покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка (детей) или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме.
Применительно к понятию неуплаты алиментов, содержащемуся в пунктах 1 и 2 примечаний к статье 157 УК РФ, Пленум пояснил, что под аналогичным понимается деяние, совершенное в нарушение того же самого судебного акта или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, в связи с неисполнением которого лицо было подвергнуто административному наказанию по статье 5.35.1 КоАП РФ.
Пленум также обратил внимание, что с учетом этого бездействие лица, обязанного уплачивать алименты нескольким детям в соответствии с различными судебными актами или нотариально удостоверенными соглашениями, которое подвергнуто административному наказанию за неуплату алиментов в нарушение лишь одного из судебных актов (соглашений) и после этого не производит платежи только в нарушение другого судебного акта (соглашения), не образует состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ.
Что касается условий освобождения виновного от уголовной ответственности на основании пункта 3 примечаний к статье 157 УК РФ Пленум указал, что такие последствия наступают в случае погашения в полном объеме задолженности по алиментам, т.е. уплаты всей суммы задолженности по исполнительному производству о взыскании алиментов, имеющейся на дату принятия решения о прекращении уголовного дела. А суммы, подлежащие взысканию с уклоняющихся от уплаты алиментов родителей ребенка, в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, суммы неустойки за несвоевременную уплату алиментов, задолженности по уплате такой неустойки, определяемые в соответствии со статьями 114, 115 Семейного кодекса Российской Федерации, в объем указанной задолженности по алиментам не входят. При рассмотрении ходатайства о прекращении уголовного дела в соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 157 УК РФ суд не связан мнением потерпевшего или его законного представителя.
Пленум указал, что погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Обещания, а также различного рода обязательства виновного погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.
Предусмотренные статьей 78 УК РФ сроки давности уголовного преследования за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей начинают исчисляться со дня фактического окончания такого преступления, в том числе со дня: прекращения соответствующей обязанности (в частности, в связи с достижением ребенком совершеннолетнего возраста); добровольного прекращения лицом бездействия по неуплате алиментов; возникновения уважительных причин неуплаты алиментов, а при отсутствии указанных обстоятельств - со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
В то же время, следует отметить, что на практике вопросы, связанные с получением алиментов от родителя, уклоняющегося от своих обязанностей по содержанию ребенка ложатся тяжёлым бременем на плечи матери, отягощённые к тому же уходом за ребенком, в результате чего ребенок продолжительное время фактически остаётся без содержания недобросовестного родителя.
Одним из способов разрешения данной проблемы является оплата алиментов на содержания ребенка государством за счет бюджетных средств в период уклонения недобросовестного родителя от уплаты алиментов либо при временном его не трудоустройстве.
В данном случае, нашли бы свое разрешение одновременно ряд вопросов: в первую очередь родитель своевременно и систематически получал бы средства на содержание ребенка, при этом государственным органам, наделенными властными полномочиями, гораздо проще разыскать родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, трудоустроить неработающего родителя, а уклонение родителя от возмещения государству расходов на выплату алиментов, с учетом конкретных обстоятельств может быть квалифицировано по иным статьям уголовного кодекса, содержащего более строгие меры ответственности.